Михаил Салтыков-Щедрин и Леонид Филатов. Сказочники своего времени

        17 Август 2012              Прокомментировать

Голодные щедринские генералы

 

Публикуя цикл сочинений, по объему и формату соответствующих требованиям учебной программы, мы стремимся помочь школьникам. Помещённые на сайте сочинения могут послужить образцом для самостоятельного написания работ.

Дорогие ребята! По вашему заказу мы готовы написать сочинение по русскому языку на любую тему.

 

Авторская сказка во все времена стояла особинкой в русской литературе. Несмотря на то, что жанр сказки в чистом виде – это часть устного народного творчества, с возникновением письменности он не исчез, и даже не замер в своем развитии.

Многие серьёзные писатели и поэты были влюблены в этот жанр до самого преклонного возраста. В сочинении литературной сказки подвизались Василий Жуковский, Александр Пушкин, Лев Толстой, Пётр Ершов, Максим Горький и многие другие литераторы.

Постепенно из иносказательного произведения, несущего в себе забавный «намёк – добрым молодцам урок», сказка переросла в глубокую, мудрую, социально значимую литературу.

В ХIX и XX веках авторская сказка обретает по-настоящему громкое публицистическое звучание. В эти годы окончательно рушится стереотип, что жанр сказки более свойственен детской дидактической литературе. Когда творения М.Е. Салтыкова-Щедрина увидели свет, стало понятно: сказка может не только воспитывать мировоззрение подрастающего поколения, но и формировать у сознательной и зрелой общественности правильное отношение к самым насущным и далеко не смешным проблемам.

Вспомнить хотя бы «Дикого помещика», «Медведя на воеводстве» или «Орла-мецената», где в каждом выдуманном персонаже легко угадываются реальные, современные автору прототипы. М.Е. Салтыков-Щедрин через сказку показал обществу его собственные болезни, заставил социум признать свою недужность и сделать шаг к исцелению.

Смекалистый филатовский стрелец

В XX веке «сказка для взрослых» живёт и здравствует. Наиболее ярким продолжателем дела Салтыкова-Щедрина стал поэт, актёр и драматург Л. А. Филатов. Он развил сказочную сатиру до уровня весьма незаурядной, зримой и рельефной, содержательной и живой поэзии. Его «Сказка про Федота-Стрельца, удалого молодца» звучит совершенно непохоже на сказки Салтыкова-Щедрина.

Однако не форма, а содержание указывает на несомненное творческое родство двух этих мастеров слова. Их сатира одинаково остра, точна, остроумна и беспощадна. Их герои ярки, колоритны, и всегда не идеальны. В своих сказках оба мастера порицают глупость, самодурство и невежество.

И Салтыков-Щедрин, и Филатов создавали свои сказки не на забаву читателю или зрителю. В разной форме они преподносили одно: правду жизни. Помочь увидеть, понять и осознать – это главная задача творца, и оба писателя с нею справились в полной мере.

Трудно проводить параллели между такими разными произведениями, как «Дикий помещик» и «Сказка про Федота-Стрельца, удалого молодца». Уж очень разные они форме. Первое – это проза, второе – хоть и «настенная», но поэзия. Сам Филатов, в шутливой форме объясняя мотивы написания произведения, сказал так: «В нашей пишущей стране пишут даже на стене. Вот и мне пришла охота быть со всеми наравне!»

Поступки и помыслы героев Салтыкова-Щедрина могут вызывать у читателя смех, а следом пробуждать жалость. Современники классика неоднозначно реагировали на его «сказочные» труды: периодика тех лет полна и одобрения, и упрёков, и беззастенчивой ругани.

Персонажи филатовской сказки целиком сложены из недостатков, но народ любит и Бабу-Ягу, и Царя, и Генерала. Читатель или зритель склонен видеть в них самого себя, а в их поступках – свои деяния. Читая книгу или глядя представление, он смеется открыто, не стесняясь — над самим собой. Такой смех очищает душу и делает человека лучше.

К чему, собственно, и стремятся все сказочники мира.

Оставить свой комментарий