Коломна: от легенд до пастилы

        14 Май 2017              Прокомментировать

Коломна, освещенная закатным солнцем, сказочно красива.

Большинство Коломенских легенд рассказывают о святости. Качество это – не обязательно врожденное, и не всегда присуще человеку на протяжении большей части его жизни. Именно таким многогрешным и был разбойник Бобреня, живший шесть веков назад…

Бобреня-разбойник

Своей вотчиной он сделал Пьяную луку – так издавна зовут извилистый участок Москвы-реки перед её впадением в Оку. Торговые ладьи, стараясь пройти сложный участок фарватера наиболее рационально, в некоторых местах приближались к берегу неоправданно близко.

Всякая красивая излучина реки таит множество опасных омутов…

Если Бобреня с товарищами был наготове, в борта судна впивались крючья, привязанные к прочным веревкам. Вооруженных защитников беспрепятственной торговли разили разбойничьи стрелы. Следом в дело вступали абордажные команды…

Бобреня, лихой да удалый, показывал пример пиратской отчаянной отваги. Не раз и не два купцы нанимали ратников, и те разгоняли полупьяную бандитскую свору. Многие из ватаги гибли – но не Бобреня. Всякий ему удавалось не только выжить и схорониться, но и набрать новых любителей легкой поживы, мастеров кровавого грабительского ремесла.

Непотребство продолжалось, пока однажды Бобреня не стал то ли старше, то ли умнее, то ли добрее. А может, и внешние силы помогли: как раз в ту пору Дмитрий Донской ходил Мамая бить. Мог и Бобреневским молодцам «навешать» (как и произошло с Голутвинской голытьбой), не особо задерживаясь…

Бобреня-строитель

Так или иначе, но разбойник одумался, сообщников своих перевооружил лопатами да топорами вместо мечей да луков, и, как всегда показывая пример, начал строительство. Вскоре на берегу Москвы-реки вырос монастырь, прозванный Бобреневым. Служил он не только духовной обителью, но и цитаделью, защищавшей Коломну от непрошеных гостей.

Достаточно ли разбойнику построить монастырь, чтобы обрести прощение?

Официальная наука настаивает на иной истории основания монастыря. Утверждается, что приказ о заложении монастыря исходил от Дмитрия Донского, а выполнял его один из воевод князя, Дмитрий Михайлович Боброк. За доброту да мягкость домашние звали воеводу не иначе как Бобреней…

Да ведь разбойник Бобреня добряку Бобрене-Боброку – не помеха. Раскаялся человек, встретив тезку, – и строил с усердием, за что и были увековечены одним именем оба…

Дмитрий Михайлович Боброк, воевода, виден одесную Дмитрия Донского.

Храм поющих ангелов

Шестьсот тридцать миновавших с той поры лет не дают нам точно определить меру участия исторических персонажей в строительном процессе. Но это, откровенно говоря, не так и важно: важно то, что монастырским зодчим удалось настоящее чудо. Они сумели возвести Храм «Поющих ангелов» — так называют в древней обители церковь Феодоровской иконы Божьей матери.

Если хвала Господу звучит искренне, ангелы подпевают.

Акустика этого церковного здания столь совершенна, что даже один певчий, распевая псалмы на хорах, создает удивительную звуковую картину. Голос дробится и рассыпается, и слушателю невозможно не ощутить божественной красоты возвышенных строк, певучей музыки одухотворенного слова. Когда же запевает хор, души прихожан переполняет неизбывная радость: высокое вдохновение поющих передается им, даже если слушатели – люди не верующие, а просто любопытствующие туристы…

Сказывают, что ни встарь, ни в прошлом веке подобного чуда не наблюдалось. Но уже в наше время, в начале двухтысячных, отец Симеон – один из монастырских насельников – правил предпасхальную службу, и его «Радуйся!» вдруг раскатилось по храму сотней голосов и тысячей подголосков.

Верующие сочли, что на призыв священника отозвались ангелы. Ученые-акустики, посетившие церковь по приглашению пытливых прихожан, никаких объяснений звуковому эффекту не дали. Слышны голоса поющих ангелов и поныне.

Колычевский родник

Ко временам строительства Бобренева монастыря относит нас другая легенда, повествующая об обретении святого источника в Колычеве. Вскоре после битвы на Куликовом поле Дмитрий Донской вступил в жестокую распрю с Олегом Рязанским. Видимо, не слишком прав был святой Дмитрий, разоряя главный город Рязанского княжества, и обижая тем самым доброго соседа…

Люто отомстил ему Олег: захватил Коломну, угнал пленников немалое число, среди которых оказался и княжеский наместник. Пригрозил и в дальнейшем спуску зарвавшемуся московскому деятелю не давать.

На переговоры с московским князем Олег не шел. Ситуация грозила окончательно обернуться против Дмитрия – и небезосновательно… Но тут Московский князь решился на неординарный шаг. Он попросил помощи и заступничества у самого Сергия Радонежского.

В Рязань святой Сергий отправился пешком. По берегу Оки шагал уже поздней осенью. Прошёл уж Голутвинский монастырь, им же благословленный к основанию, и на вершине крутояра, пересекая село Колычево, ощутил жажду.

Оглянулся: колодцев не видать в округе… Что за диво? Когда улочкой идет женщина, несет коромысло с полнехонькими ведрами. «Неужели из реки?» — удивился старец. «Из реки, — с поклоном ответствовала женщина, — в неглубоких колодцах вода плоха, а глубокого не пробить: камень близко». «Дашь напиться?» «А спустись, странник, к речке, да и пей вволю…»

Отказала то есть. И то правда: воды на семейство потребно – таскать не перетаскать, и помощи ни от кого не допросишься. А тут всякие калики перехожие: в двух шагах от воды, а тоже – дай!

Рядом с родником Сергия Радонежского для удобства пользования выкопан колодец. Вода из святого источника собирается в купели.

Сергий спустился немного по склону, выбрал место обнажения твердых пород, поддел плитку, ударил острым посохом, и… забил в этом месте ключ со студеной и чистою водою. Зачерпнул пригоршню, попил – и пошел себе дальше, оставив за спиной вереницу истово крестящихся женщин.

Сергий Радонежский подход к Олегу Рязанскому отыскать сумел. Таким образом в 1385-м году переговоры между князем Московским и князем Рязанским состоялись, результатом чего стало долгосрочное сотрудничество княжеств, а также брак между сыном Олеговым и дочерью Дмитриевой.

Ключ же, по настоянию колычевских женщин, мужчины обустроили и защитили. Воду – чистую, целебную, святую – он дает до сих пор, шестьсот двадцать пять лет кряду.

Голутвин монастырь

Между прочим, источник, бивший до середины двадцатого века на территории Голутвинского монастыря, тоже был указан братии Сергием Радонежским. Советская власть распорядилась свалить часовню, ранее построенную над родником, и засыпать его землею – однако вода пробилась, и люди продолжали ходить за нею.

Голутвин монастырь, вид с высоты квадрокоптерного полета.

Раздражение властей достигло той степени, за которой следуют решительные действия, и родник забетонировали. Кроме того, коммунистами были реквизированы из монастыря главные его ценности: тканые из суровья ризы, простой крест, деревянный игуменский жезл – святыни, дарованные обители преподобным Сергием Радонежским.

Целыми остались только камни, заложенные в фундамент первой строившейся в монастыре церкви святым Сергием. Взглянуть на них можно, если спуститься в подклет храма.

Подземные колокола Оленьего вражка

Задолго до большевиков с христианскими церквями в Коломне пытались воевать и татары. Есть в городе Запрудская сторона. Названа так она или из-за мельничной плотины (запруды), моловшей здесь зерно долгие века и ныне утраченной; или из-за рукотворного озера, сохранившегося доныне.

Был у Запрудной слободы лесок – урочище «Олений вражек». Теперь примерно в том же месте имеется улица с таким же названием. Стояла близ Оленьего вражка (маленького оврага) церковь, дававшая спасенье христианам. Батый, направляя своих воинов на разграбление русских земель, церквей велел не трогать – а то после ни о каких данях ни с кем не договоришься. Политик был, что сказать…

Только всадники батыевские не слишком строго исполняли приказ. Мало того, что укроется народ в церкви – и в рабство гнать некого! – так еще и звонят колокола набатом, ближние селения о беде оповещают. Приходится возвращаться ни с чем…

Церковь Оленьего вражка хуже кости в горле стала татарским нехристям. Собрали они отряд побольше, и решили христиан извести, церковь развалить. Люди же, видя, что воспротивиться сил не хватает, взмолились господу о заступничестве.

И тогда случилось чудо. Чем сильнее звонил колокол в церкви, тем больше гибло татар, его слышащих.

Подивилась татарва, отступила. А после собралась числом несметным, и бросилась в атаку. Увидали христиане, что не устоять церкви против такой тьмы, и возопили пуще прежнего: «Живота не пожалеем, господи, помоги сберечь святыню от поругания!»

Услыхал господь. Разверзлись недра земные, и канула в них церковь вместе с людьми, звонницей и звонящим колоколом. Но не утих колокол в могильной тиши: звонил из-под земли не переставая, пока не полегли от него все татары.

Не дождавшись возвращения отряда, Батый сам направился к Коломне. Войско свое обнаружил полегшим, и звон, глухо доносившийся из промерзшей земли – услышал…

Слышен звон и теперь, но не каждому, а лишь праведникам, и не во всякое время. Правда, греха в мире стало слишком много, и потому звучит подземный колокол все реже.

Здесь под землю ушла церковь вместе с неутомимым звонарем.

Сегодняшняя коломенская пресса, отзываясь статьями на злободневные темы современности, часто пишет о переобводненности земельных участков в районе Запрудской стороны. Сырые, рыхлые почвы вполне могли поглотить тяжелое строение – рассуждают краеведы. Раскопок же там никто не проводил: как копать, когда вода сочится отовсюду?

Девичье поле

Но не вся коломенская земля напитана болотною водою. Девичья гора да Девичье поле обильно политы слезами русских девушек. На горе во времена дохристианские имелось капище: тут поклонялись богине Ладе.

Моления вели одни только девушки, а в жрицы выбирали самых «ладных» из них. Мужчинам запрещалось подглядывать за девичьими таинствами, а кто любопытствовал сверх меры – того изгоняли из селения, и, случалось, не прощали до конца жизни.

Так повелось за многие века до нашествия татар. Но когда Русь уже стала христианской, и старинные обряды с плачами да мольбами стали забываться, Девичье поле под Девичьей горой вновь услыхало горестные сетования девушек. Именно здесь собирали татары полонянок, чтобы лучших отправить в гарем к хану.

Девичье поле Коломны орошено слезами.

Но здесь же, на Девичьем поле, собирались и полки Дмитрия Донского, чтобы дать бой татарам на поле Куликовом. Местом сбора войск послужило Девичье поле не однажды: девять раз (за период с четырнадцатого по шестнадцатый век) сходились здесь рати, чтоб идти на врага.

Древнейшая в Московии

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи, что в коломенских Городищах, известна своей стариной. Храм это был сложен из грубо отесанного белого камня в начале XIV века, и немалая часть первоначальной кладки сохранилась до наших дней.

Старейший христианский храм Московской Руси — церковь Зачатия Иоанна Предтечи в коломенских Городищах.

У северных врат храма, на стене долгое время находился так называемый «зооморфный рельеф», «коломенский зверь» — изображение, относимое к стилистике владимирского зодчества XII века. По преданию, знак установлен по приказу хана Батыя как охранный ярлык могилы князя Романа Рязанского.

Князь сражался против Бату-хана, однако поразил врага своим мужеством и самоотверженностью. В знак-де уважения к героя золотордынский хан и повелел погребение воина провести по христианскому обычаю, под полом церкви – а кроме того приставил к храму вооруженную охрану и охрану символическую, в виде «печати зверя».

Со временем рельефное изображение то ли льва, то ли пса, то ли единорога стало считаться неофициальным гербом всей Коломны, и даже чеканилось на монетах. Историки находят легенду анахроничной, но бережно снятое со стены изображение неведомого зверя хранят в музее.

Легендарная «печать зверя» вполне себе симпатична — почему и стала неофициальным гербом Коломны.

Вкусные секреты пастилы

Коломна – не одни только древности. О вкусовых качествах коломенской пастилы, изготовляемой испокон веку из здешних яблок, ягод, меду и яичных белков слагают песни. Есть в городе и музей пастилы!

Ради одной только ягодной пастилы стоило бы изобрести машину времени.

Важная особенность музея: экскурсии предусматривают дегустацию, после которой можно сделать заказ. А ещё экскурсантам дается возможность самостоятельно приготовить настоящую коломенскую пастилу…

Коломна – кладезь легенд, загадок, тайн. Коломна – источник находок и открытий. Коломна радушно принимает каждого неравнодушного к русской земле человека! Добрым гостям Коломна – всегда рада!

 

        Рубрика: Копирайтер Сергей.                    

Оставить свой комментарий